У любого бизнеса есть цели. Например, увеличить прибыль или стать первыми на рынке. Чтобы достигать этих целей, важно повышать экспертизу сотрудников, то есть обучать их. Такая задача рано или поздно встаёт перед любой компанией.

Возникает вопрос: как делать это правильно? Обычно бизнес умеет растить доходы, но не сильно понимает, как развивать у сотрудников новые навыки. Здесь появляется методист. Он помогает правильно обучать взрослых людей, чтобы они достигали нужных результатов.

Я работаю методистом в EdTech-компании iSpring 6 лет. Пришла из маркетинга: там научилась писать тексты и работать со смыслами. Позже прошла подготовку для бизнес-тренеров в Институте тренинга АРБ ПРО, где получила базу по проектированию очного обучения. Эти знания я смогла адаптировать под онлайн-форматы, так как уже с 2017 года занималась разработкой курсов и разбиралась в диджитал-сфере. Так я стала методистом онлайн-курсов.

В статье поделюсь своим опытом и расскажу, как быстро освоить профессию методиста онлайн-курсов, чем он занимается и какие карьерные перспективы есть у этой роли.

Кто такой методист онлайн-курсов

Методист — это специалист, который проектирует и оценивает онлайн-курсы и образовательные программы. Он продумывает структуру обучения, создаёт контент, помогает преподавателям лучше донести материал до учеников и анализирует результаты.

В отличие от бизнес-тренеров, которые обычно проводят тренинги очно и специализируются на одной теме, методист разбирается в онлайн-форматах и может создавать материалы для любой цели, работая в паре с предметным экспертом. На рынке труда потребность в таких специалистах только растёт. Ведь многие всё больше обучают онлайн.

Кому может подойти профессия методиста

Как правило, это усидчивые люди, которые любят анализировать информацию и креативить. Они эмпатичны, хорошо чувствуют людей и умеют вытащить нужные инсайты из разговора с заказчиком или предметным экспертом. А ещё спокойно реагируют на обратную связь.

Такие профессионалы работают в разных сферах, не только в бизнесе. В зависимости от этого они помогают достигать разных целей.

  • В образовании. В вузе, школе или детском саду этот специалист отвечает за учебную программу и её соответствие требованиям государства. Например, в школе он составляет план занятий и методические материалы для преподавателей, отслеживает успеваемость учеников, составляет расписание. Всё это с опорой на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), где прописаны учебные результаты — что дети должны знать и уметь к определённому возрасту.
  • В бизнесе. Такой сотрудник тоже отвечает за то, чтобы люди с помощью обучения достигли нужных результатов. Для этого он анализирует запрос компании, формирует программы обучения и оценивает их эффективность. Отличие от школы в том, что вместо ФГОСов здесь бизнес-цели, а вместо детей — взрослые люди. Поэтому в основе работы в компании лежит андрагогика — теория обучения взрослых.
  • В онлайн-школе. Эксперт по методике проектирует наполнение онлайн-курсов, которые запускает школа. Он собирает информацию у экспертов, разрабатывает учебные материалы, например сценарии для видео или презентации к урокам. Проектирует проверочные задания и анализирует обратную связь от студентов, чтобы улучшить курсы.

Чем занимается методист

В какой бы сфере ни работал методист, он выполняет примерно одинаковые задачи.

Разрабатывает образовательные программы

Сначала специалист определяет образовательные цели — прописывает, чего ожидают от учащихся по итогам обучения. Затем декомпозирует каждую цель на конкретные задачи и подбирает способ их решения. Определяет формат учебного материала, прописывает содержание, прогнозирует, сколько времени уйдёт на обучение.

В учебной программе специалист по методике ставит чёткие цели обучения и продумывает, как их будут достигать

Создаёт учебные материалы

Методист может не только спланировать онлайн-курс, но и разработать все учебные материалы для него. Например, выстроить логику рассказа внутри, написать сценарий, придумать подходящий сторителлинг и спроектировать проверочные задания. А ещё поработать над дизайном, чтобы курс было комфортно проходить.

Оптимизирует образовательный продукт

Работа методиста не заканчивается после запуска обучения. Он отслеживает результаты, смотрит на метрики, собирает обратную связь от студентов. И на основе этой информации исправляет проблемы в курсе или улучшает его.

Консультирует преподавателей

Это больше относится к работе в учебных заведениях и онлайн-школе. Методист помогает преподавателям качественнее выстроить работу на уроках, например повысить вовлечённость учащихся. Для этого он может задать преподавателю такие вопросы: насколько хорошо он знает своих студентов, даёт ли им ставить свои личные цели в обучении, как распределяется когнитивная нагрузка, много ли на уроках практики? И посоветовать начинать урок с интерактивных заданий или обращаться к личному опыту студентов в примерах к занятиям.

Внедряет инновации в образовательные программы

Специалисты по методике обучают других и не перестают учиться сами. Им важно держать руку на пульсе EdTech: следить за трендами, перенимать опыт коллег или создавать свои новые способы удерживать внимание учащихся. Например, применить микрообучение или придумать, как внедрить искусственный интеллект, чтобы анализировать потребности сотрудников в обучении.

Какие навыки нужны методисту

Чтобы создавать учебные программы и улучшать процесс обучения, у профессионала есть специальные навыки.

  • Работа с заказчиком. Умеет самостоятельно брифовать заказчика, проводить интервью. Опытный сотрудник может быстро установить контакт и выбрать комфортный ритм и формат встреч, а также конструктивно принимать обратную связь.
  • Исследование целевой аудитории. Может составить портрет целевой аудитории курса, провести интервью и опросы среди учащихся, чтобы понять трудности, с которыми сталкиваются сотрудники в работе, и решить их через обучение.
  • Проектирование обучения и заданий. Умеет выбирать и адаптировать модели проектирования под задачу и ситуацию. Знает особенности разных моделей проектирования обучения: ADDIE, SAM, дизайн-мышление, а также обратный дизайн, цикл Колба и 4C/ID.
  • Работа с предметным экспертом. Устанавливает контакт с экспертом и говорит с ним на одном языке. Согласует структуру и объём курса с экспертом. Может принять решение, что войдёт в курс, а что нет, и аргументировать свою точку зрения.
  • Принципы обучения взрослых. Знает особенности работы мозга, теорию когнитивной нагрузки и особенности удержания внимания в онлайне. Умеет применять эти знания в работе и создавать курсы, которые взрослые захотят проходить.
  • Выбор формата курса. Разбирается в основных форматах онлайн-курсов: слайдовый курс, лонгрид и видео. Может объяснить сильные и слабые стороны каждого формата, «защитить» свой выбор перед экспертом и заказчиком.
  • Работа с текстом. Пишет понятным для целевой аудитории языком. Может создать вовлекающие названия курса и модулей, интересно изложить материал.
  • Разработка заданий. Составляет вопросы под частые кейсы и упражнения на запоминание. Проектирует домашние задания и сопроводительные материалы к курсу: чек-листы, памятки, рабочие тетради.
  • Принципы подачи визуальной информации. Знает и применяет законы UX- и UI-дизайна и паттерны восприятия информации, когда работает над онлайн-курсом. Понимает, сколько информации можно размещать на одном слайде.
  • Оценка эффективности обучения. Умеет измерять эффективность обучения по модели Киркпатрика и рассчитывать ROI по модели Филлипса, а также образовательные метрики COR, CSI, NPS, TR.

Как стать методистом

Профессия методиста онлайн-курсов новая. Она стала востребованной примерно в конце 2010-х годов, с бурным ростом онлайн-образования. Этой специальности не обучают в вузах, поэтому у многих возникает вопрос: как войти в сферу новичку?

Любить обучать независимо от вашей специальности

Чтобы работать методистом в учебном учреждении, нужно педагогическое образование. Но для работы в бизнесе такого правила нет. Здесь будут отталкиваться от кейсов. Специалистов в этом деле без высшего образования я пока не встречала. В основном в нашей сфере больше гуманитариев: психологов, филологов, лингвистов. Сама я социолог, например.

Но нельзя говорить, что есть какая-то абсолютно подходящая специальность, после которой вы обязательно станете успешным. По сути, образование может быть любым. Если человек умеет анализировать информацию и логично структурировать её, доносить свои знания, говорить о сложном просто и работать с текстом, то он сможет стать методистом. Неважно, культуролог он или физик.

Освоить нужные навыки на курсах

Мы говорим о прикладной профессии. Есть много онлайн-курсов и программ дополнительного образования, после которых можно сразу брать первые проекты или искать работу в штате.

Могу порекомендовать курс Академии iSpring, где преподаю вместе с коллегами из сферы EdTech, — «Методист онлайн-курсов». Это мастер-курс от экспертов корпоративного онлайн-обучения, который рассчитан на три месяца. Здесь вы на практике научитесь выстраивать методологию обучения, анализировать аудиторию курса, подбирать формат курса, проектировать учебные материалы с помощью современных технологий и измерять результаты обучения с помощью метрик.

Получить свой первый опыт работы

Если человек без педагогического образования хочет устроиться в школу или вуз, то может начать с центров дополнительного образования и пройти там курсы переподготовки. Но должность методиста получится занять только с опытом не менее двух лет. До этого можно поработать администратором или координатором внеклассной деятельности в школе или ассистентом преподавателя в вузе.

Если цель — работать в бизнесе или онлайн-школах, то лучше сразу идти в компанию, где есть отдел обучения и потребность обучать сотрудников онлайн. Конечно, без опыта получится занять только позицию джуна, но можно быстро вырасти до уверенного специалиста примерно за год. Другой путь — после курса «прогреть» своё портфолио на фрилансе: взять 2–3 проекта, получить опыт и прийти в компанию уже окрепшим на позицию мидла, или Pro, как говорят в iSpring.

Методист и методолог: в чём разница

На суть профессий методиста и методолога есть разные точки зрения.

Например, эксперт в сфере методологии Михаил Осипов считает, что методолог проектирует научные основы обучения: педагогические, психологические и частично нейробиологические. Он может изучать особенности коммуникации преподавателя и ученика в онлайн-среде, влияние мотивов человека на эффективность обучения или работу мозга. На основе своих наработок он даёт рекомендации методистам.

В отличие от него, методист отвечает за инструменты для обучения: как и на какой платформе организовать обучение, как оформить контент, чтобы не перегрузить память.

На вебинаре «Методист и методолог — научный взгляд на профессии» эксперт в методологии Михаил Осипов подробно разбирает отличия двух специальностей

Я смотрю на профессии методиста и методолога с точки зрения бизнеса. Это связано с тем, что я работаю в EdTech, а наши клиенты — это в основном компании, которые хотят выстроить своё обучение.

На мой взгляд, у компаний сейчас нет потребности иметь в штате и методолога, и методиста. Бизнесу нужен универсальный специалист, который знает принципы обучения взрослых, может понять запрос руководства, корректно сформулировать цели и довести работу до результата. По сути, неважно, как называется должность: методист, методолог или педагогический дизайнер. Главное, чтобы он помог компании сделать качественное обучение, в том числе с опорой на научный подход. Поэтому важно учиться и прокачивать свои компетенции.

В отличие от бизнеса, в онлайн-школах разделение между специальностями сохраняется. По моим наблюдениям, сейчас сложилось так, что методологи, которые сотрудничают с онлайн-школами, имеют дополнительный пул компетенций. Они не только проектируют курсы, но и занимаются упаковкой и выводом этих курсов как образовательного продукта на рынок. Например, проводят анализ конкурентов и формулируют ценность курса для клиентов. На создание учебного контента у них не остаётся времени — этим занимается методист.

Разница в работе методиста и методолога
Методист

Создаёт материалы для эффективного обучения.

Методолог

Выводит образовательный продукт на рынок и занимается продвижением.

Обсуждает идею онлайн-курса с заказчикомОбсуждает идею онлайн-курса с заказчиком
Исследует целевую аудиторию курса внутри компанииИсследует целевую аудиторию курса на рынке
Разрабатывает учебную программуАнализирует конкурентов
Создаёт образовательный контентФормулирует ценностное предложение
Помогает преподавателям выстроить методикуРазрабатывает учебную программу
Улучшает образовательные процессыУлучшает образовательные процессы
Внедряет инновации в учебные материалыВнедряет инновации в учебные материалы

Фактически работа методолога включает не только обучение, но и маркетинг с элементами управления продуктом. Поэтому такие специалисты часто называют себя образовательными продуктологами.

Какие карьерные перспективы у методиста

По моим наблюдениям, компании всё чаще ищут экспертов по методологии. Пять лет назад было достаточно создавать просто красивые вовлекающие курсы. Сейчас бизнесу особенно важно, чтобы обучение было эффективным, а курсы помогали достигать целей, например сокращать срок адаптации сотрудников, повышать продажи. Поэтому профессия методиста онлайн-курсов переживает подъём.

По данным HeadHunter, средняя зарплата методиста с опытом от 1 до 3 лет — 100 тыс. рублей

Работа в штате

Можно работать в крупных корпорациях, таких как Сбер или «Газпром». Там, как правило, есть большие отделы обучения с направлениями внутри: разработка курсов, методическая работа или менеджмент образовательных проектов. В большой компании вы будете работать в команде с несколькими методистами и можете перенимать у них экспертизу в комфортном режиме — если что, старшие коллеги подстрахуют.

Работу можно найти и в среднем, и в малом бизнесе. Обычно в небольших компаниях за онлайн-обучение отвечает один человек — разработчик курсов и методист в одном лице. У вас будет широкий круг задач и много ответственности, но так вы сможете быстро набраться опыта и стать универсальным специалистом.

Фриланс

Вашими заказчиками будут компании, образовательные платформы, онлайн-школы и индивидуальные предприниматели, которые заинтересованы в качественном обучении. Вы сможете предлагать свои услуги по исследованию аудитории, аудиту курсов или созданию учебного контента.

Стоит учесть все плюсы и минусы фриланса: вам придётся самостоятельно искать заказчиков и продвигать свои услуги, но зато будет возможность регулировать свою рабочую нагрузку.

Рост в профессии

В больших компаниях можно расти по лестнице грейдов: от джуна до middle- и senior-специалиста, а затем стать тимлидом и управлять целой командой.

Возможен и горизонтальный рост. При желании можно приобрести компетенции продуктолога. В Академии iSpring мы обучаем этому на нашем курсе «Product owner в EdTech».

Частые вопросы о профессии методиста онлайн-курсов

Какой минимальный опыт нужен для начала работы?

Желательно провести от начала до конца хотя бы 2–3 проекта, чтобы получить практический опыт. На это уйдёт примерно полгода. Так вы поработаете с разными заказчиками и сможете их «пощупать»: с одним будет легко, а другой окажется трудным в общении. В идеале поработать ещё с несколькими экспертами: один может охотно делиться информацией, а другого придётся убеждать в важности разработки онлайн-курса.

Если проекты будут из разных сфер, это также усилит вашу экспертизу и поможет натренировать насмотренность. Например, работа над курсом по личной эффективности поможет прокачать навыки в создании лонгридов, а курс по продажам — составление диалоговых тренажёров.

Чем методист отличается от преподавателя?

Методист имеет глубокие знания в области андрагогики, психологии обучения. Он занимается разработкой учебных программ, методических материалов и рекомендаций для обучения, фокусируется на методах и подходах к обучению. Преподаватель же выступает больше как предметный эксперт. Он специализируется на одной области знаний и именно обучает студентов, проводит лекции и семинары.

Основная задача педагога — передать знания. А методиста — добиться максимального качества образовательного процесса в целом.

Как методист может влиять на качество образования в организации?

Методист разрабатывает эффективные учебные программы, которые отвечают целям бизнеса и запросу сотрудников. Для этого он брифует заказчика, собирает обратную связь от сотрудников, анализирует метрики обучения. С помощью этого он ищет источник трудностей или возможностей и делает обучение эффективнее.

Подытожу. Методистом может стать каждый, кто имеет тягу к обучению и желает открывать людям что-то новое. Это отличный шанс для быстрого старта в новом деле, поскольку профессия методиста онлайн-курсов набирает популярность и её можно быстро освоить. Главное, чтобы вам нравилось помогать людям получать новые знания, прокачивать навыки и быть продуктивнее в работе.